Экономика: программа

A. Финансовая экономика

1. Финансовые рынки и инструменты

Прямое и косвенное финансирование, их достоинства и недостатки. Долговые и долевые инструменты, инструменты денежного рынка, инструменты рынка капитала, производные финансовые инструменты. Типы финансовых рынков.

2. Дисконтирование

Будущая стоимость, текущая стоимость, ставка дисконтирования, фактор дисконтирования, правило чистой приведенной стоимости, аннуитет, перпетуитет, приведенная стоимость аннуитета и перпетуитета с ростом и без. Определения доходностей: реализованная доходность, требуемая доходность, справедливая доходность, пороговая ставка, ожидаемая доходность, альтернативная стоимость капитала, средневзвешенная стоимость капитала. Простые и сложные проценты, номинальные и реальные процентные ставки.

3. Рынок облигаций

Инструменты с фиксированным доходом, облигации, купонные платежи, продажа с дисконтом и премией, консоль, конвертируемые облигации, отзывные облигации, доходность к погашению, купонная доходность, ценообразование облигаций, дюрация и модифицированная дюрация, временная структура процентных ставок, рисковая структура процентных ставок.

4. Рынок акций

Обыкновенные и привилегированные акции, дивиденды, кумулятивные и некумулятивные акции, первичное размещение акций, вторичный рынок, номинал акции, балансовая стоимость, рыночная стоимость, общая доходность, дивидендная доходность, прирост стоимости капитала, коэффициент выплаты дивидендов, коэффициент реинвестирования, доходность на одну акцию, коэффициент цена-доходность, доходность капитала, ценообразование акций: модель дисконтированных дивидендов, модель роста Гордона, приведённая стоимость потенциала роста, цены акций cum div и ex div.

5. Теория портфеля и диверсификация

Меры риска: стандартное отклонение и дисперсия доходности, ковариация и корреляция доходностей, ожидаемая доходность портфеля, дисперсия доходности портфеля, идиосинкратический и рыночный риски, диверсификация, рыночная бета, коэффициенты Шарпа и Трейнора.

6. Модель оценки акций: CAPM

Теория портфеля Марковица, анализ среднего-дисперсии, эффективная граница, теорема о разделении двух фондов, рыночный портфель, Модель оценки капитальных активов (CAPM), линия рынка капитала (CML), линия рынка ценных бумаг (SML), критика модели CAPM.

7. Модель оценки акций: APT

Многофакторные модели, беты факторов, дублирующий портфель, факторные портфели, Теория арбитражного ценообразования (APT), трехфакторная модель Фамы и Френча.

8. Производные инструменты и их ценообразование

Форвардные и фьючерсные контракты, свопы, опционы, встроенные опционы, экзотические опционы, структурированные ноты, секьюритизированные ценные бумаги, ценнобразование форвардных контрактов, ценообразование валютных форвардов, Покрытый паритет процентных ставок (CIP).

9. Опционы и их ценообразование

Виды опционов: пут и колл, европейские и американские опционы, цена страйк, премия опциона, ценообразование опциона, построение дублирующего портфеля для опциона, одно-периодная биномиальная модель, много-периодная биномиальная модель, риск-нейтральное оценивание, формула Блека-Шоулза, паритет пут-колл, портфели опционов, хеджирование опционами.

10. Структура капитала корпорации

Долговое и долевое финансирование, теорема Модильяни-Миллера, влияние корпоративных и личных налогов, налоговый щит, влияние асимметрии информации и агентских издержек, замещение активов и смещение рисков, бремя задолженности, теория сигнализирования долгом.

11. Дивидендная политика

Теорема Модильяни-Миллера для дивидендов, факторы дивидендной политики, влияние налогов, асимметрии информации и агентских издержек на дивиденды.

Учебники

  • Brealey, Richard A., Stewart C. Myers, and Franklin Allen “Principles of Corporate Finance”, 10th ed.
  • Grinblatt, Mark, and Sheridan Titman “Financial Markets and Corporate Strategy”, 2nd ed.

B. Макроэкономика

1. Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические показатели

Основные макроэкономические проблемы. Методы макроэкономического анализа. Модель кругооборота совокупного продукта, расходов и доходов. Основное макроэкономическое тождество. Макроэкономическая политика.

Валовой внутренний продукт (ВВП) и другие показатели системы национальных счетов. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП и индекс потребительских цен. Уровень инфляции. Уровень безработицы. Номинальная и реальная ставки процента. Эффект Фишера.

2. Рынок товаров и услуг и его равновесие

Компоненты совокупных расходов. Функция потребления в краткосрочном периоде. Предельная и средняя склонность к потреблению. Функция инвестиций в краткосрочном периоде. Планируемые и фактические совокупные расходы. «Кейнсианский крест». Механизм восстановления равновесия товарного рынка. «Парадокс» сбережений. Разрывы в «Кейнсианском кресте». Государственные расходы, их виды и воздействие на экономику. Налоги и их роль в экономике.

Фискальная политика и ее инструменты. Мультипликаторы государственных закупок, налогов и трансфертов. Дискреционная и автоматическая фискальная политика. Дефицит государственного бюджета и государственный долг.

3. Рынок денег и его равновесие

Деньги, их функции и виды. Мотивы спроса на деньги. Количественная теория денег и трансакционный спрос на деньги. Теория предпочтения ликвидности и спекулятивный спрос на деньги. Модель спроса на наличные деньги Баумоля-Тобина. Функция спроса на деньги.

Предложение денег. Денежные агрегаты. Роль коммерческих банков в создании денег. Виды резервов коммерческих банков. Депозитный и кредитный мультипликаторы. Центральный банк и его функции. Денежная база, денежная масса и денежный мультипликатор. Равновесие денежного рынка и механизм его установления и восстановления.

Монетарная политика, ее цели, промежуточные ориентиры и инструменты. Механизм денежной трансмиссии. Монетарная политика и инфляция. Инфляционные ожидания. Реальные эффекты инфляции. Инфляционный налог.

4. Равновесие товарного и денежного рынков в закрытой экономике: модель IS-LM

Предпосылки модели. Кривая IS и ее свойства. Кривая LM и ее свойства. Равновесие и механизм его установления и восстановления в модели IS-LM. Фискальная и монетарная политика в модели IS-LM и их сравнительная эффективность. Мультипликаторы фискальной и монетарной политики. Эффект вытеснения в закрытой экономике.

Модель IS-LM как модель совокупного спроса. Кривая совокупного спроса (кривая AD) и ее свойства.

5. Краткосрочная модель открытой экономики: модель IS-LM-BP

Макроэкономические показатели в открытой экономике. Платежный баланс и его структура. Равновесие на валютном рынке. Номинальный и реальный валютный курс. Понятие и виды арбитража. Теория паритета покупательной способности. Теория покрытого и непокрытого паритета процентных ставок. Фиксированный и плавающий валютный курс.

Товарный рынок и кривая IS в открытой экономике. Функция чистого экспорта. Финансовый рынок в открытой экономике. Функция международных потоков капитала. Степень мобильности капитала и ее виды. Кривая LM в открытой экономике. Кривая платежного баланса (кривая ВР).

Равновесие в модели IS-LM-BP. Макроэкономическая политика в малой открытой экономике с фиксированным и плавающим валютным курсом при разных вариантах мобильности капитала.

6. Модель совокупного спроса – совокупного предложения (модель AD-AS)

Классический подход. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения в экономике полной занятости. Принцип классической дихотомии и нейтральность денег. Макроэкономическая политика в экономике полной занятости.

Кейнсианский подход. Альтернативные объяснения положительного наклона кривой совокупного предложения в краткосрочном периоде. Модель AD-SRAS-LRAS. Макроэкономическая политика в модели AD-SRAS-LRAS. Реальные эффекты фискальной и монетарной политики в краткосрочном и долгосрочном периодах.

7. Рынок труда, естественный уровень безработицы и кривая Филлипса

Равновесие рынка труда и безработица. Виды безработицы. Естественный уровень безработицы. Модель динамики рабочей силы. Безработица реальной заработной платы и ее причины. Последствия безработицы. «Закон Оукена».

Краткосрочная кривая Филлипса и ее эволюция. Дополненная ожиданиями краткосрочная кривая Филлипса. Адаптивные и рациональные инфляционные ожидания. Долгосрочная кривая Филлипса.

Политика дезинфляции и ее виды. Коэффициент потерь.

8. Финансовый рынок. Теории потребления и инвестиций

Финансовый рынок и его структура. Финансовые посредники и финансовые инструменты.

Финансовый рынок и колебания деловой активности. Рациональные ожидания и гипотеза эффективного рынка. Приведенная стоимость и ценообразование на финансовых рынках. Условие отсутствия арбитража. Фундаментальная стоимость и пузыри.

Межвременные бюджетные ограничения частного сектора и государственного сектора. Условие отсутствия игры Понци. Принцип нейтральности фискальной политики (эквивалентность Барро-Рикардо) и причины ее нарушения.

Гипотеза жизненного цикла потребления Модильяни-Андо-Брумберга. Гипотеза перманентного дохода Фридмана.

Неоклассическая теория инвестиций. Модель акселератора инвестиций. Теория q-Тобина.

9. Экономический рост и экономические колебания

Экономический рост: понятие и эмпирические данные. Модель Солоу. Основные предпосылки. Производственная функция в модели Солоу. Основное уравнение динамики. Стационарное состояние. Траектория сбалансированного роста. Темпы роста различных показателей на траектории сбалансированного роста. Конвергенция в модели Солоу. «Золотое правило» накопления капитала. Технологический прогресс в модели Солоу. Модели эндогенного роста.

Экономические колебания: стилизованные факты и моделирование. Новый классический и новый кейнсианский подходы к объяснению деловых циклов. Теория реального делового цикла. Динамика основных макроэкономических показателей: проциклическая, контрциклическая и ациклическая. Опережающие, запаздывающие и совпадающие показатели.

Учебники

  • Бланшар О. Макроэкономика. Пер. с англ. - М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2015.
  • Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2012.
  • Мэнкью Н.Г., Тейлор М. Макроэкономика. Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2013.
  • Матвеева Т.Ю. Макроэкономика: учебник для вузов: в 2 ч. – М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2017.

C. Менеджмент

1. Элементы общей теории управления

Процессный подход к управлению: планирование, организация, мотивация, контроль. Структурный подход управлению: типы организационных структур по взаимодействию с внешней средой; факторы, влияющие на дизайн организаций. Системный подход к управлению: внешняя и внутренняя среда компании.

2. Стратегический менеджмент

Основные составляющие стратегического менеджмента: стратегия, стратегические решения, цели, миссия и видение, стратегические бизнес-единицы, корпоративный портфель. Стратегический анализ внешней среды компании: PEST анализ, анализ заинтересованных групп, отраслевой анализ (отраслевая конкуренция по Портеру, стратегические группы конкурентов, ключевые факторы успеха, отраслевые тенденции). Стратегический анализ внутренней среды компании: корневые компетенции компании; анализ структуры, культуры и ресурсов организации, анализ конкурентоспособности цен и издержек компании. SWOT-анализ. Конкурентные стратегии фирмы. Корпоративные стратегии фирмы. Формы внешнего развития компании. Портфельный анализ. Реализация стратегии: типы стратегических изменений; условия реализации стратегии, стратегическое планирование.

3. Финансовый менеджмент

Оценка финансовых инструментов на основе аннуитетов (ссуды в рассрочку, погашаемые разными способами; краткосрочные банковские и потребительские кредиты). Сделки на фондовом рынке (игра на повышение и на понижение) и оценка их доходности и рискованности. Подходы к формированию портфеля с минимальным или заданным уровнем риска, а также с заданным уровнем доходности. Модели оценки акций (САРМ, с постоянным ростом дивидендов). Дюрация и оценка на ее основе риска облигаций. Практическое применение теории структуры капитала, методы оценки инвестиционных проектов разной продолжительности.

4. Теория организаций и организационное поведение

Понятие организации. Уровни анализа организационного поведения. Совместимость индивидуума и организации. Восприятие людей и событий. Трудовая мотивация: внутренняя и внешняя. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Группа в контексте организации. Групповые нормы. Способы подчинения групповому давлению. Сплоченность группы. Групповое принятие решений в сравнении с индивидуальным. Групповое единомыслие. Природа лидерства. Отличия между менеджерами и лидерами. Теории лидерства. Структура формальной организации. Классификация структурных форм, их преимущества и недостатки. Власть и организации. Источники власти. Политические тактики и стратегии приобретения власти. Макиавеллизм. Области высокой политизации организаций. Уровни окружающей среды организаций. Организация как открытая система. Статичная и динамичная среда.

5. Маркетинг

Исследование рынка. Ёмкость рынка: составляющие исследования рынка; маркетинговая информация; методы исследования рынка; потенциал рынка; методы расчета ёмкости рынка; доля рынка. Сегментация рынка. Позиционирование: цели сегментации, факторы сегментации потребителей, критерии выбора целевого рынка, оценка привлекательности сегментов рынка; необходимость позиционирования, правила определения позиции, позиционные карты. Комплекс маркетинга: Товарная политика (Товар. Классификация товаров. Три уровня товара. Жизненный цикл товара и основные маркетинговые мероприятия. Конкурентоспособность товара. Формирование ассортимента); Сбытовая политика (Товародвижение. Каналы сбыта. Виды сбытовых посредников. Мерчендайзинг. Вертикальные маркетинговые системы); Ценовая политика (Цена. Ценообразующие факторы. Этапы расчета цены. Методы ценообразования. Рыночная корректировка цены. Ценовая дискриминация. Ценовые стратегии); Коммуникационная политика (Система продвижения товара на рынок. Реклама. Оценка эффективности рекламной кампании. Стимулирующие мероприятия. Паблик рилейшнз (PR). Личные продажи)

Учебники

  • Дафт, Р.Л. Менеджмент: [учебник для слушателей программ МВА: пер. с англ.] – СПб и др.: Питер, 2007.
  • Томпсон А.А.Б Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. Учебник для вузов. Пер. с англ. – Издательство: Юнити-Дана, 2012.
  • Финансовый менеджмент: [Теория и практика] = Financial management: Theory and Practice/ Бригхэм Ю.Ф., Эрхарт М.С. (пер.с англ. под ред. Е.А. Дорофеева) – СПб и др.: ПИТЕР, 2005.
  • Rosenfeld R.H., Wilson D.C. Managing organizations. – McGraw-Hill, 1999
  • Ф. Котлер, К. Котлер. Маркетинг менеджмент. СПб.: ПИТЕР, 2010.
  • П. Чевертон. Теория и практика современного маркетинга. Полный набор стратегий, инструментов и техник. – ФАИР-ПРЕСС, 2002.

D. Микроэкономика

1. Теория потребительского выбора.

Предпочтения и полезность. Бюджетное ограничение потребителя. Модель потребительского выбора. Оптимальный выбор потребителя и функция спроса. Эффект дохода и эффект замещения в изменении спроса на товар (подходы Слуцкого и Хикса).

2. Теория производства и издержек.

Производственная функция. Минимизация издержек и условный спрос на ресурс. Анализ издержек производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

3. Теория фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Функция предложения фирмы в краткосрочном периоде. Равновесие на рынке в краткосрочном периоде. Конкурентное равновесие фирмы в долгосрочном периоде. Анализ последствий государственного регулирования (налоги, дотации, контроль над ценами и т.д.).

4. Определение объема производства и цены в условиях чистой монополии. Монопольная власть.

Равновесие в модели чистой монополии в краткосрочном периоде. Монополия в длительном периоде. Монополия с несколькими заводами. Политика ценовой дискриминации. Общественные издержки монопольной власти. Чистые потери общества. Государственное регулирование монопольной власти.

5. Ценообразование на рынке олигополии.

Стратегия ценообразования в модели Курно. Количественное лидерство в модели Штакельберга. Модель ценового лидера. Сговор на олигополистическом рынке (картельное соглашение).

6. Общее равновесие и экономическая эффективность.

Эффективность экономики по Парето. Коробка (диаграмма) Эджворта. Равновесие и эффективность в обмене. Линия потребительских контрактов. Достижение эффективности обмена на конкурентном рынке с помощью механизма цен. Граница (кривая) возможных полезностей. Эффективность в сфере производства. Ценовой механизм достижения эффективности в сфере производства. Линия производственных контрактов. Кривая производственных возможностей. Предельная норма трансформации. Эффективность в структуре выпуска продукции (одновременная эффективность в обмене и производстве).

7. Провалы рынка

Экстерналии и неэффективность. Подходы к решению проблемы: нормативы, налоги (субсидии) Пигу, торгуемые разрешения на выбросы, интернализация внешнего воздействия; внешние эффекты и права собственности: теорема Коуза. Общественные блага. Условие эффективности, проблема безбилетника.

Асимметрия информации. Ненаблюдаемые характеристики и проблема неблагоприятного отбора. Варианты решения. Ненаблюдаемые действия и проблема оппортунистического поведения. Варианты решения.

Учебники

  • Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: «Дело», 2000.
  • Вэриан Х. Микроэкономика. Промежуточный уровень. М.: ЮНИТИ, 1997.
  • Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2 т. СПб: Экономическая школа, 1996-2003.